«Зачем ученики Твои преступают предание старцев?», - такими словами Иерусалимские книжники и фарисеи упрекали в том, что они не соблюдают преданий старцев, преданий, освященных древностью и всеобщим признанием. Это ведь очень распространенные убеждения. Раньше, мол, было лучше, чем сейчас; предания старины – святыня, и их надо хранить, во что бы то ни стало. Наконец, убеждение в том, что большинство всегда право.
Но не все то золото, что блестит. Не всякое предание старины истинно. Наконец, большинство часто оказывается именно неправым. И примеров тому более чем достаточно. Ясно, что фарисеи ценили главным образом внешнее поведение и обрядовое благочестие, которое выражалось в тщательном и неуклонном, насколько это возможно, выполнении многочисленных религиозных правил, преданий, обычаев, обрядов.
Господь же, наоборот, ищет в человеке внутреннего настроения любящего сердца, души, преданной и верной Богу, и такого поведения, которое отвечает именно этому духу любви к Богу и ближнему. И надо сказать, исполнять правила, законы и каноны, хотя и трудно, но далеко не так трудно, как изменить свое внутреннее расположение.
Для того, чтобы исполнять религиозные предписания, требуется человеческая воля и упорство. Для того, чтобы очистить свое сердце, человеческих усилий недостаточно. Здесь требуется благодатная помощь Божия.
Измениться внутренне возможно лишь при условии, если единственным центром жизни для человека является Бог, и единственной целью жизненных стремлений – единение с Ним. Но эти стремления в людях с большой легкостью подменяются другими, имеющими лишь религиозную видимость, облекающимися в религиозные слова и жесты. Но на самом деле к религии почти никакого отношения не имеющими.
Бога очень легко заменить всяческими кумирами. И часто такими кумирами становятся различные, религиозные по внешности, вещи. Например, посты, вычитывание молитвенного правила, неуклонное соблюдение церковного календаря, торжественное богослужение, аскетический подвиг и тому подобное. Всем этим можно увлечься до такой степени, что совершенно исчезает мысль о том, ради чего все это. Исчезает сознание того, что все это не более, как средства религиозного воспитания, вне этого не имеющие никакой ценности.
В самом деле, какой смысл могут иметь те или иные христианские религиозные действия, всевозможные обряды и ритуалы, если они не ведут к любви? А ведь именно к любви призывает нас Бог, Который Сам есть Любовь.
Во-первых, они могут быть просто бессмысленной привычкой, неким ритуальным тиком. Кстати, подобные вещи на уровне чистого невроза мы нередко наблюдаем в церкви, когда, например, люди часто и бессмысленно налагают на себя крестное знамение.
Во-вторых, ритуалы могут осознаваться как некая жертва с привкусом мазохизма. Ведь известно, какие долгие наши православные службы, молитвенные правила и посты. Но Господь неоднократно говорил, что никакие жертвы Ему не нужны: «Милости хочу, а не жертвы».
В-третьих, упорно выставляемое на вид благочестие может служить очень неприглядной цели фарисейского эгоистического стремления казаться лучше других и к получению похвалы и одобрения.
В-четвертых, все эти посты и молитвы могут пониматься, как способ выслужиться перед Богом, и, таким образом, получить какую-то награду. Как если бы человек мог иметь какие-то заслуги перед своим Создателем.
Наконец, в-пятых, люди частенько ходят, например, на богослужение, чтобы получить наслаждение от прекрасного ритуала, от хорового пения, от созерцания замечательных икон, пышной религиозной живописи и так далее.
Но все перечисленное не имеет никакого отношения к Евангелию Христову. Все это – удовлетворение своих эгоистических или эстетических стремлений, не более того. Здесь средства религиозного совершенствования либо служат нерелигиозным целям, либо становятся самодовлеющей целью.
Тогда самая мысль о Боге тускнеет и ослабевает. Можно для аналогии привести пример из светской практики. Так, цель гимнастики состоит в укреплении телесного здоровья. Но можно и забыть об этой благой цели и заниматься гимнастикой ради самой гимнастики, или ради получения спортивных наград и восхищенных взглядов других людей.
Это будет уже что-то совсем иное, профессиональный спорт, когда первая задача – укрепление здоровья, совсем забывается, а чрезмерные нагрузки приводят именно к разрушению здоровья, что мы часто наблюдаем у профессиональных спортсменов.
Возвращаясь к слову Божию: «Пища, – как сказано в другом месте, – не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Оппоненты Иисуса Христа так бы никогда не сказали. Они были уверены в том, что подвижническое соблюдение диетических предписаний, как таковое, обязательно приблизит нас к Богу, а несоблюдение оскверняет и удаляет от Бога.
Господь же учит, что удаляет нас от Бога та скверна, которая гнездится в человеческом сердце, а не в желудке, не то, что лежит в кастрюле или на тарелке. Разумеется, пища – здесь лишь пример, лишь частный случай религиозного поведения вообще.
Подвиги благочестия служат укреплению духовного здоровья. Они заданы нам Богом только и только для этого. В этом их единственный смысл. Они должны служить укреплению и очищению сердца, внутреннего человека, но не сами по себе.
Сам человек, как уже было сказано, очистить себя внутренне не может никакими действиями. Здесь требуется омовение Святым Духом, которое мы называем благодатью. Благодать же посещает сердце того, кто в искреннем покаянии отрекается от всех прежних кумиров и вверяет себя Господу Богу и Его благой воле.