Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Сбор на «Револад»: протяните руку помощи!
* Ілюшка Василенко. Знову в лікарні.
* Ковальчук Микита. Новий курс лікування.
* В середу онкохворій Ані зробили операцію і встановили ендопротез, який досі не оплачений.
* Федя Константінов. Так не хочеться повертатися в лікарню...

* Нина Москалева. «Дети, или рабы Божьи?»
* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Зоотерапия
* Помогите продлить жизнь!
* Пустое турецкое седло
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> О Вере, Надежде и Любви -> Анна Скворцова: Осмыслить боль и страдание, а не оправдать
Статьи >> О Вере, Надежде и Любви >> Анна Скворцова: Осмыслить боль и страдание, а не оправдать
  
Средняя оценка: voting  (Всего голосов:5  Суммарный балл: 9)
 

Анна Скворцова: Осмыслить боль и страдание, а не оправдать

 

 Ответ на статью Сергея Зубарева «Капкан христианской апологетики».

***

Мне хотелось бы снова ответить Сергею, потому что кое-что показалось недоговоренным. Его статья написана в мягком тоне, в ней нет вызывающих выпадов: вы мне докажите — тогда я поверю! Заодно я поделюсь своей реакцией на комментарии к моей статье. Читая по утрам новые материалы «Ахиллы», иногда я мысленно беседую с их авторами, что позволяет мне завтракать в приятной компании. Этот сайт хорош тем, что открыт разным мнениям, дает высказаться тем, кто «за» Церковь и «против». Другие православные интернет-ресурсы тенденциозны, там правда закрывается глянцем, а решение задачи подгоняется под результат. Беда современных христиан в том, что они постоянно выносят свои суждения по тем или иным вопросам, а нужно не оценивать действительность, а пытаться ее понять. Потому что, оценивая мир, человек возвышается над ним. А высокомерие еще никому не открывало истину. «Ахилла» отражает мир и людей такими, какие они есть, поэтому я говорила и говорю: за ним — будущее.

Осмыслить человеческую боль — не значит ее оправдать. Боль оправдать невозможно, против нее протестует каждая клетка человеческого тела. Страдание нельзя считать нормой, наоборот, оно говорит о некоем повреждении. Что-то в мире пошло не так. В раю путь к духовному совершенству не был связан с мучениями. Он сопровождался радостью и не угнетал. «Плодитесь и размножайтесь», «возделывайте и храните землю» — это не сложно, если роды не приносят боль, и на земле не произрастают терния и волчцы, и не нужно бороться со стихией, чтобы выжить.

После грехопадения произошел колоссальный сбой, и изменились принципы бытия. Вот, например, если бы Бог оставил Адама и Еву в раю, разве могли бы они испытывать там прежнее блаженство? Они начали бы ссориться друг с другом, ломать деревья, губить животных. Сейчас мы видим, что весной из-под снега показывается много мусора — консервных банок, пластика, битого стекла, так что на велосипедной прогулке легко ненароком проколоть шину. Природа носит на себе отблески райской красоты, почему же ее так испортили? Когда у человека в душе — ад, он распространяет его и вокруг. А как избавиться от ада? Ад не уничтожить проповедями и внушениями. До сих пор висят всюду плакаты: «Берегите природу, мать вашу». Но они не приносят никакой пользы. Ад не пресечь наказаниями. Штрафы за нанесение вреда окружающей среде только ограничивают зло, но не приводят к его осознанному исправлению. Единственный способ, который реально меняет человека — заставить его пролить пот над своим «клочком земли», пережить тяготы, помучиться из-за ошибок. Спасение происходит через крест.

Христос сошел в ад и его уничтожил, но этому предшествовала Голгофа. Вот и человек путем своей Голгофы освобождается от личного ада. У Глеба Горбовского есть такие строки:

В этом мире, где был ты рождён,

всяк к чему-либо пригвождён.

Мать — к ребёнку. К портрету — стена.

А к Земле пригвоздилась Луна.

К рюмке — пьяница. К песне — слова.

К неуклюжим плечам — голова.

Птица — к воздуху. Умный — к уму.

Я к себе пригвождён самому.

Лист опавший пришпилен к ежу.

Сладострастный убивец — к ножу.

Астроном — к неоткрытой звезде.

Лёд на Севере — к тихой воде.

Кум-палач — к топору и хлысту…

А Христос пригвождён — ко кресту.

Христианство иногда упрекают в ограничении свободы — всякие там правила и посты, добровольное рабство. Но часто бывает в жизни: если человек не пригвожден ко кресту, то к какой-нибудь страсти. Достаточно бегло взглянуть на земную историю, чтобы понять: грехи людей — это не что-то мелкое, сродни насморку, тут требуется серьезное хирургическое вмешательство.

Однако страдания — не только преграда злу, они еще способны пробуждать добро. Например, как понять других страдающих, если не пострадаешь сам? Да, можно развить в себе хорошие свойства, просто помогая ближним. Но глубинное перерождение души происходит только под влиянием сильных потрясений.

Тут можно возразить: если страдания спасительны, то они должны посылаться Богом в основном злодеям для вразумления. А мы видим, что злодеи, наоборот, сами причиняют муки невинным жертвам. И есть очень много случаев, когда страдания не делают людей лучше, а ломают и ожесточают. На войне происходит не только геройство, но и подлость.

Само по себе перенесение страданий не может никого спасти. Все дело — в реакции на них человека. Если Бог их дает, Он ждет ответа. И ответ этот, как правило, бывает, потому что люди — разумные существа, они так или иначе осмысляют происходящее с ними и определяют, как им себя вести. А вот ждать ответа от того, в ком совесть давно уснула, видимо, бесполезно. Поэтому злодеи и не терпят никаких бедствий.

Страдание — не только психотерапевтическое средство, оно переводит в иную реальность, ставит человека в ситуацию, когда ему открываются одновременно двери рая и преисподней. Нужно сделать только шаг, чтобы оказаться либо там, либо там. Вдруг оказываешься перед выбором: сказать Богу «да» или «нет», принять или взбунтоваться. Этот выбор под силу даже маленькому ребенку. Страдание разделяет людей на тех, кто справа от Христа, и тех, кто слева.

Поймали фашисты жителя деревни и пытают: выдавай партизан! Он принимает решение: выдавать или нет. И если он все-таки выдает, это случилось потому, что он больше не мог терпеть боль? Не было на это внутренних ресурсов? Или они были, но он не воспользовался ими и прежде времени сдался? Видел ли Бог сердце этого человека, когда посылал ему испытание? Действительно ли предательство – единственный возможный для него поступок? Почему одни люди в таких ситуациях предают, а другие нет?

Если проследить судьбы самоубийц, то часто бросается в глаза: у них был выход, кроме того, чтобы накинуть себе на шею веревку. Иногда судьба настойчиво и явно вкладывала им в руки спасательный круг, но они его раз за разом отбрасывали. Иногда время страданий для них должно было скоро закончиться, потерпеть оставалось совсем немного, и произошел бы перелом, жизнь изменилась бы к лучшему. Но они не разглядели этого и не дождались. В моих словах нет обличающих интонаций, дескать, сами виноваты. Просто не стоит недооценивать человеческую свободу.

Вот две сестры Цветаевы – Марина и Анастасия. Обе пережили много горя – смерть ребенка, аресты близких, гонения, непризнанность, голод. Сестры в детстве росли и воспитывались вместе, жизненные невзгоды перенесли примерно одинаковые, Анастасии досталось даже больше — она прошла сталинские лагеря. Но Марина не выдержала и повесилась, а Анастасия дожила до глубокой старости. Старость у нее оказалась спокойной и обеспеченной. Анастасия была окружена почетом, ее труды издавались, она пользовалась писательскими льготами и еще получила славу вместо своей сестры. Такое же будущее ждало Марину. Но в ссылке в Елабуге она покончила с собой. Это объясняется недостатком природной крепости духа? Или личным выбором человека, от которого и зависит стойкость к ударам судьбы?

Есть много примеров, когда трудные обстоятельства жизни не меняют человека к лучшему, а уродуют или губят. Дети из семей алкоголиков часто сами начинают пить спиртное и оказываются в тюрьме. Из своей среды выбиваются лишь гениальные одиночки. Но личностный рост – это не только преображение уголовника в инженера или врача. Это когда заключенный, кочуя с этапа на этап, вдруг проникся жалостью к сокамернику и заступился за него, когда другие над ним издевались. Или когда проститутке потребовалась пересадка почки, а ее подруга, коллега по ремеслу, пришла в больницу ее навестить и предложила отдать свою. У самых падших людей случаются иногда порывы благородства, которые и ведут к духовному возрастанию. Чем в более мрачной обстановке приходится людям жить, тем тяжелей совершать добрые поступки, и тем они в очах Божьих драгоценней, хотя могут быть абсолютно незаметны со стороны. Важен не масштаб дела, а та степень самоотверженности, с которой оно совершается, как это видно из истории о двух лептах вдовицы.

Афганистан в эпоху правления талибов можно назвать очагом насилия, жестокости, нищеты, где ощущалась полная безысходность. Там не воровали, не грабили только потому, что ничего было грабить и воровать. Человеческая жизнь обесценилась до предела, могли убить только за случайно брошенный косой взгляд. Можно ли говорить о каком-то милосердии в такой среде? А вот эпизод из фильма «Усама», вполне реалистичный. Мать переодела свою дочь в мальчика, чтобы та могла устроиться на работу, ведь женщинам работать было запрещено. Один беспризорный подросток случайно это заметил и стал их шантажировать, требуя деньги. Но прошло время и что-то дрогнуло у него в сердце. Он перестал думать о своей выгоде и начал ту девочку защищать, в некоторых ситуациях даже с риском для самого себя. Люди всегда люди, и нельзя считать, что предельная концентрация зла в какой-то точке планеты делает невозможным светлые порывы их душ. Да, это не глобальный мировоззренческий поворот, но «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина твоего». Иногда и от ада можно избавиться всего лишь луковкой, поданной нищему.

Но говорят: «Почему Бог не уничтожит злодеев? Почему не принесет нам в дар идеальный мир, а подсовывает какой-то полуфабрикат?» Во-первых, люди когда-то уже получили рай, совершенное место обитания, и чем это закончилось — известно. Во-вторых, мало пресечь действия злодеев. Ведь плохие поступки – только вершки, корни их скрываются глубоко в душе. Раньше я думала о фашистах, что зверства творили только зомбированные члены СС, а простые немецкие солдаты не опускались до этого, шли воевать подневольно, подчиняясь присяге. Но вот переписка этих простых солдат с родными. «Русское население заслуживает только уничтожения». «Их надо истребить, всех до единого». «Мы умеем быть безжалостными». «Такой отвратительный сброд живет на этой земле». «Тут не увидишь мало-мальски умного лица. Сплошная дичь, забитость, ни дать ни взять — дебилы».

Но самое чудесное — одно письмо немецкой женщины своему мужу на Восточный фронт. Фрау жалуется, что русская работница повесилась у нее в сарае. И это очень некстати, ведь пора убирать хлеб! Какая русская оказалась неблагодарная, к ней были так добры – кормили, поили и даже подарили передник! Поясняется причина самоубийства – работницу изнасиловал живший с ней в сарае немецкий батрак. Хозяйка удивлена: «Я думала, для такой дряни — честь, если немец ею не брезгует». Заканчивается послание трогательной просьбой: «У меня и так нервы не в порядке, а здесь еще такое зрелище! Пожалей меня, дорогой!»

Ну вот как можно после такого обвинять Бога во Второй Мировой войне? Даже если бы Он вмешался в ход истории и вывел бы из строя все вражеские танки, в немецком обществе все равно продолжало бы жить презрение к низшим расам. Как можно убрать ненависть из души человека и сохранить при этом его личную идентичность? Если эта ненависть – его собственный выбор, если он согласен с ним и не хочет меняться? Волшебно подействовать на него, чтобы он однажды утром проснулся добрым и таким бы оставался всю жизнь? И, минуя Страшный суд, после смерти сразу бы оказался в раю? А зачем тогда вообще рождаться на земле, может, сразу забрать всех людей в Царствие Небесное? Не похоже ли это вынужденное «стояние в добре» на блаженный идиотизм? Когда являешься добрым не потому, что этого хочешь, а потому, что тебя к этому обязала природа?

В Ветхом Завете была «плотная опека» Богом избранного народа, потому что на земле еще не совершилось главное – Искупление. Был огромный риск, что жизнь исчезнет, все друг друга перебьют, и Христос не успеет принести Свою Жертву ради спасения людей. Поэтому тогда Бог и «носил свой народ на руках». А теперь иное время. Разумеется, мы не стали более взрослыми. Но Бог уже не «дрожит» так сильно над земной историей, потому что одна из ее целей достигнута – Христос воскрес! Теперь преодолеть зло – человеческая задача. В этом — движение людей к своему Спасителю, чем завершается путь Божественного домостроительства. «Ничто без Тебя, ничто без нас».

Говорить о предопределении судьбы можно, только если человек знает, что конкретно Богу известно о его будущем. Тогда это станет влиять на его поведение. Одному святому было открыто, что он умрет в день воскресный, и он каждое воскресенье готовился к смерти. В религиозном восприятии смерть – не повод для тяжкого отчаяния, ее называют «сном», «успением». Это не столько прекращение земного бытия, сколько рождение в жизнь вечную. Она страшит неизвестностью, разлукой с привычным, родным. Да и тревожно, потому что в Евангелие сказано про «узкий путь» и «тесные врата», ведущие в вечную жизнь. Но этот страх снимается верой в милосердие Божье. Святитель Дмитрий Ростовский в одном поучении говорил про старца, которого спросили, не боится ли он после смерти быть отправленным во ад? Тот ответил, что так крепко связан с Богом любовью, что куда бы Бог его не послал, он и Бога повлечет туда за собой. А разве может быть адом место, где обитает Бог?

Есть ли гарантия, что все вышеизложенное соответствует истине, а не плод человеческих фантазий? Существуют ли убедительные аргументы в пользу того, что вопль наших страданий доносится до Небес, а не улетает в космическую пустоту? Как доказать, что любая молитва имеет ответ, и терпение боли не столь бесполезно, как кажется на первый взгляд?

Есть только один способ разобраться в этом – личный опыт, наблюдение за миром и людьми. Собирая сведения, получаешь полноту картины. Нельзя исследовать Бога методами точных наук, например, организовать две контрольные группы, чтобы в одной участники молились, а в другой — нет, а затем сопоставить результаты, у кого что в жизни изменилось. Ведь Бог живой, Он обладает волей. А научное познание возможно только там, где есть механические и потому непреложные законы, одинаковые в любой точке пространства. Ведь Солнце и Луну люди смогли только тогда изучать, когда перестали считать их одушевленными богами и начали относиться к ним как к физическим телам. Любая одушевленность непредсказуема. «Дух дышит, где хочет».

Сейчас не модно верить в сакральную природу Благодатного Огня. Но я рискну показаться «несовременной». Есть свидетельства, что в Великую Субботу на Гробе Господнем не действует принцип «по вере вашей да будет вам». Бывает, что благочестивый паломник прилетает в Иерусалим в надежде на чудо, но зажигая свечу, чувствует, что ее огонь имеет все свойства обычного пламени, и разочаровывается. А случается, что на эту церемонию попадает скептик, который снисходительно усмехается в душе: уж меня-то вокруг пальца не проведешь. И вдруг он с удивлением обнаруживает, что огонь свечи его довольно долго не обжигает, хоть проводи им по лицу и касайся руками. Нельзя сказать, когда, как и кому захочет явить Себя Бог. Быть может, когда пытаются «проверить» сверхъестественное, Он являет Свою знаменитую Божественную иронию: «Что, Адам, хочешь стать, как один из Нас?»

Есть проблема, когда у человека переразвито рациональное начало. Тогда и к религии он подходит преимущественно интеллектуально, ведь голова у него стала — как глобус, а сердце — как грецкий орех. И он обречен топтаться у стены «отсутствия доказательств». Мир сердечных переживаний кажется ему субъективным. А субъективно вообще все кругом, и мы не знаем про себя самих, существуем ли мы на самом деле, или только снимся какому-то Брахме, или являемся порождением Матрицы. Любые отношения начинаются со знакомства, и отношения с Богом лучше завязать, обратившись лично к Нему. Ведь религия существует не для того, чтобы обогатить ум неким набором сведений, она передает определенный опыт и мироощущение. Поэтому вербальные дискуссии о Боге и о человеческих страданиях не вносят в сознание абсолютную ясность, и не дают чувства полного удовлетворения, когда снимаются все вопросы.

 

Источник

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
20.06.17 09:39 by admin


ReAlex20.06.17 18:45

>Христос сошел в ад и его уничтожил, но этому предшествовала Голгофа. Вот и человек путем своей Голгофы освобождается от личного ада.>

Зачем же тогда пришел Христос?
 
admin20.06.17 19:35

Спасение - всегда соработничество (синергия) с Богом.
Чтобы человеку понадобился Спаситель (не на словах) много чего должно быть сокрушено в нем - болезнями, скорбями, одиночеством и т.д.
В тепличных условиях - наше сердце далеко от Христа, увы..
 
ReAlex20.06.17 19:46

>В тепличных условиях - наше сердце далеко от Христа, увы..>

Тут имхо всё индивидуально, кто-то и в радости жизни воздаст хвалу Творцу, а в скорбях впадёт в уныние.
 
ReAlex20.06.17 19:51

>Ну вот как можно после такого обвинять Бога во Второй Мировой войне? Даже если бы Он вмешался в ход истории и вывел бы из строя все вражеские танки, в немецком обществе все равно продолжало бы жить презрение к низшим расам. Как можно убрать ненависть из души человека и сохранить при этом его личную идентичность?>

Тут неплохо бы задаться вопросом откуда в то время в немецком обществе было такое презрение к "низшим расам"? А то получается по-автору что это вообще характерная черта немцев.
 
admin20.06.17 20:32

Это презрение очень хорошо говорит о всеобщности болезни, ей подвержены все.
Гордыня вспухает быстро - будь ты "просвещенный европеец", или "дикий азиат", а на самом деле - хуже любой твари и нуждаешься в Лекаре.
 
ReAlex20.06.17 20:59

>Иногда время страданий для них должно было скоро закончиться, потерпеть оставалось совсем немного, и произошел бы перелом, жизнь изменилась бы к лучшему. Но они не разглядели этого и не дождались.>

Не все же такие провидцы и судьбоведы как автор статьи)
 
admin20.06.17 21:03

:-)

Ну она все же не столько описывает реальность, сколько показывает, что у всего есть объяснение. Не факт, что именно такое. (Даже, вероятно, что не такое - упрощенное)
Но если мы даже его понять не в состоянии, то это не значит, что оно нам не откроется когда-нибудь...когда будем готовы вместить и когда это будет необходимо и полезно.
 
Гость21.06.17 16:20

Всё вместе: Адам и Ева, мусор из-под снега весной, фашисты и партизаны, сестры Цветаевы, самоубийцы и их мотивы, Афганистан, фильм «Усама», пересадка почки проститутке, немцы во Второй Мировой, Ветхий Завет, Благодатный огонь…
Вдобавок ко всей этой каше сомнительныё личные предсказания автора типа «Вот, например, если бы Бог оставил Адама и Еву в раю, разве могли бы они испытывать там прежнее блаженство? Они начали бы ссориться друг с другом, ломать деревья, губить животных» или «Такое же будущее ждало Марину». Откуда автору это всё известно непонятно.
В итоге имеем пример того как не надо писать статьи(((
 
LutherPappy15.07.17 01:29

We sell the sale of iPhones 7 directly from Apple warehouses unofficially for 30% of the market value. Always available and in large quantities:
1. New Apple iPhone 7 Plus 256 GB (Jet Black) (FACTORY UNLOCKED) International Version no warrants - $ 303
2. New Apple iPhone 7 Plus 256GB Factory Unlocked CDMA / GSM Smartphone - Black (Certified Refurbished) - $ 307
3. New Apple iPhone 7 PLUS (5.5-inch) A1661 128GB Unlocked Smartphone for GSM + CDMA Carriers - Rose Gold - $ 303
We work all over the world and only on an advance payment, we accept only bitcoin. Attention!!! We do not work with Russia and the CIS countries. When ordering from 10 pcs. The price is 20% of the market value. We have a priority in wholesale customers. If you do not trust us, or you do not like something, you pass by, we will not respond to stupid reports. To receive the details for payment, please write to the e-mail: apple@apple-cheap-iphone.xyz
 


Ваш комментарий к статье "Анна Скворцова: Осмыслить боль и страдание, а не оправдать"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 8000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи